В Государственной Думе состоялось заседание рабочей группы по проекту Федерального Закона «О регулировании систем искусственного интеллекта», целью которого является создание комплексной правовой базы для развития и применения ИИ в стране. Решением рабочей группы по проекту начата общественная работа. Законопроект состоит из семи глав, охватывающих ключевые аспекты, включая определения понятий и маркировку систем ИИ. Он разрабатывается в рамках реализации Национальной стратегии развития ИИ до 2030 года с учетом существующего законодательства в области информационных технологий и защиты данных.
На заседании сообщили о 39-процентном росте дел с участием искусственного интеллекта за последние четыре года, отметив, что более половины из них составляют гражданские споры — более 1500 дел.
Андрей Свинцов, заместитель председателя Комитета ГД по информационной политике, подчеркнул важность правильного взаимодействия человека и ИИ в новой реальности: «Мы наблюдаем колоссальный объем контента, создаваемого с помощью ИИ. Задача Государственной Думы — создать законодательную базу, чтобы граждане понимали перспективы регулирования».
Как пояснил Тимур Спиридонов, сопредседатель комитета АРИР по AI/ML, исполнительный директор AdTech-компании Otclic, с ростом внедрения AI-решений в повседневную жизнь гражданского общества сразу же возникает вопрос о правоприменении и регулировании: «Отсутствие нормативно-правовой базы создает большие проблемы для социума в виде мошенничества (дипфэйки, социальная инженерия и тд). Но в погоне за регулированием важно не ограничить развитие AI/ML решений в России и не подорвать тем самым цифровой суверенитет».
«Безусловно, правовое регулирование в сфере ИИ необходимо. С учетом популяризации инструментов, появления новых возможностей и распространения доступа к технологическим ресурсам количество спорных ситуаций будет только расти», — отметила Виктория Колесникова, директор по развитию бизнеса Media Wise. Однако, по ее словам, внедрение регуляторных мер должно быть глубоко проработано, «чтобы не препятствовать дальнейшему развитию и применению технологий в бизнесе, в том числе, рекламном, поскольку использование данных технологий напрямую влияет не только на успешность активно внедряющих их компаний, но и глобально, на развитие экономики в целом».
Регулирование искусственного интеллекта должно быть гибким, чтобы не сдерживать инновации и не ограничивать работу бизнеса, связанного с его активным использованием, одновременно обеспечивая безопасность и этичность технологий, считает участник комитета АРИР по AI и ML технологиям, бренд-директор программатик платформы RTBSape Марина Гирнык: «Это ключ к успешному развитию цифровой экономики в нашей стране. Будем надеяться, что в ближайшем будущем у нас это получится».